О Пушкине и арбе
Александр Крохин
У пУшкинского “Путешествия в Арзрум” непростАя судьба. Отношения с читАтелем у негО, мОжно сказАть, не сложились. В юбилейном 1899 году один из первых исследователей темы “Пушкин и Кавказ” Е.Г.Вейденбаум отмечал: “«Путешествие в Арзрум» не обратило на себя внимание читателей. Еще и теперь оно принадлежит к наименее читаемым произведениям Пушкина”. Эти же слова мы могли бы повторить и в прошлом юбилейном 1999 году.
В то же время есть в этом произведении эпизод, который знают практически все - и те, кто читал “Путешествие в Арзрум”, и даже большинство из тех, кто его не читал, но хотя бы знакомился с биографиями классиков русской литературы в школе. На горной дороге Пушкин встречает арбу, спрашивает возчиков, что они везут, и слышит в ответ: “Грибоеда”. Этот пронзительный эпизод остается в памяти навсегда независимо от того, прочитал ли ты его сам или слышал в пересказе учителя. И вот судьба этого эпизода вдруг поворачивается удивительным образом. В последние несколько лет стоит прозвучать упоминанию о нем, как обязательно найдется кто-нибудь, кто скажет: “А вы знаете? - ведь этой встречи не было, Пушкин ее выдумал.” Об этом пишут в газетах, говорят с экрана телевизора: это прозвучало в третьей части фильма “Живой Пушкин” на канале НТВ. Но не надо предъявлять претензии журналистам - они вам ответят, что не сами это придумали, а узнали от пушкинистов. И это - правда.
В 1995 году в издательстве “Наука” в авторитетной серии “Литературные памятники” вышел том пушкинских дневников и записок. Подготовила и прокомментировала его Я.Л.Левкович. В комментарии к эпизоду встречи Пушкина с телом Грибоедова читаем: “весь этот эпизод передан неверно. В действительности Пушкин не мог встретить тело Грибоедова“. Это было, кажется, первое печатное, столь определенно высказанное отрицание достоверности пушкинского рассказа.
Что же произошло? На чем основано утверждение, что “Пушкин не мог встретить тело Грибоедова”?
1 мая 1829 года Пушкин выехал из Москвы на Кавказ. В этот же самый день через пограничный Аракс с персидского берега на российский было переправлено тело убитого в Тегеране Грибоедова для дальнейшего препровождения в Тифлис. В один из июньских дней, направляясь из Тифлиса к турецкой крепости Карс, занятой русскими войсками, Пушкин, согласно его рассказу, встретил вблизи Гергер печальную процессию.
Встречу тела Грибоедова на границе и дальнейшее его препровождение в Тифлис организовывал российский генеральный консул в Персии А.К.Амбургер. Сохранились и опубликованы его донесения об этом главноуправляющему Кавказской областью графу И.Ф.Паскевичу. Известно также свидетельство чиновника и литератора В.Н.Григорьева, присутствовавшего при встрече тела Грибоедова как на границе, так и в Тифлисе. Григорьев описал обе встречи в письме к Ф.В.Булгарину, опубликовавшему это письмо в январе 1830 года во втором номере журнала “Сын Отечества и Северный Архив”.
Григорьев свидетельствует о “парадной процессии” (слова Григорьева), доставившей тело в ближайший к границе город Нахичевань: впереди ехал взвод казаков, за ними шло духовенство, далее шесть лошадей везли погребальные дроги под балдахином из малинового бархата с позолоченными русскими орлами и гербом покойного. Шествие замыкалось батальоном Тифлисского полка с двумя орудиями. Из Нахичевани, писал Григорьев, тело Грибоедова было “на другой день повезено далее в Тифлис через Эриванскую провинцию. <...> Устроенные по эриванской дороге карантины замедлили привезение тела его до последних чисел июня месяца”. Встреча в Тифлисе была еще пышнее.
В донесении А.К.Амбургера графу Паскевичу еще подробнее описывается торжественная встреча на границе, а также проводы тела Грибоедова из Нахичевани в Тифлис и, в частности, сообщается: “Тело препровождается отсюда через Эчмиадзин на Гумры и т.д., с командою, следующею в Джелал-Оглу, и прапорщик Тифлисского пехотного полка Макаров провожает оное до Тифлиса”.
Резкий контраст между этими описаниями и пушкинским рассказом с его арбой, запряженной двумя волами, вместо погребальных дрог под балдахином и с несколькими возчиками-грузинами вместо сопровождающей команды во главе с прапорщиком Макаровым - этот контраст и возбудил первые сомнения в достоверности пушкинского рассказа.
Сначала эти сомнения выражались академически корректно. В 1980 г. в своей диссертации “Грибоедов и Пушкин. Творческие взаимосвязи”, а в 1983 г. - в статье, опубликованной во “Временнике Пушкинской комиссии”, Ю.П.Фесенко писал, что “вопрос о том, как доставлялось тело Грибоедова в Тифлис, нуждается в дополнительном изучении”, и приводил ссылки на письмо Григорьева и донесение Амбургера. В 1989 г. Н.Е.Мясоедова в составленных ею примечаниях к публикации “Путешествия в Арзрум” (в составе тома: А.С.Пушкин. “Дневники. Автобиографическая проза”, вышедшего в издательстве “Советская Россия”) буквально повторила фразу Ю.П.Фесенко. В 1994 г. в томе сочинений А.С.Пушкина (Спб., ”Библиополис”, т.4), включающем “Путешествие в Арзрум”, его составитель и комментатор В.Д.Рак (как Ю.П.Фесенко за 14 лет и Н.Е.Мясоедова за 5 лет до него) также отмечает, что “вопрос о том, как доставлялось тело Грибоедова в Тифлис, нельзя считать исчерпывающе выясненным”. Любопытно, что, справедливо говоря о необходимости дополнительного изучения этого вопроса, никто из говоривших об этом так и не предпринял такого изучения (во всяком случае публикаций на эту тему не было), повторяя ссылки на те же свидетельства, которые Ю.П.Фесенко упоминал еще в 1980 г.
Между тем, выступая на различных конференциях, Ю.П.Фесенко (в 1990 г.), Н.Е.Мясоедова (в 1991 г.), С.А.Фомичев (в 1995 г.) уже определенно говорят том, что встречи Пушкина с телом Грибоедова не было. Фесенко и Мясоедова говорят о “конструировании” Пушкиным этого эпизода. Их мнения приводятся в журнальных обзорах конференций, но никаких печатных публикаций с развернутой аргументацией такого утверждения не появляется, то есть эта сенсационная тема развивается в классическом русле устной традиции. Своего рода - пушкиноведческий фольклор.
Наконец, в 1995 г. публикуется упомянутый комментарий Я.Л.Левкович. Процитируем его несколько полнее: “Отметим, что весь этот эпизод передан неверно. В действительности Пушкин не мог встретить тело Грибоедова, так как его перевезли через границу 1 мая 1829 г. Известно, что от границы тело сопровождала рота солдат Тифлисского пехотного полка во главе с прапорщиком Макаровым”. Почему эта встреча не могла состояться, если тело перевезли через границу именно 1 мая, остается непонятным. Аргументации нет. Зато вполне в духе устной традиции появляется деталь, которой нет в опубликованных свидетельствах - “рота солдат”. В единственном документе, говорящем о сопровождении тела Грибоедова, - донесении Амбургера, - как мы видели, говорится о “команде”. Состав этой команды - отделение, взвод, рота или что-то еще - нигде указан не был.
В вышедшем в 1998 г. сборнике статей Н.Е.Мясоедовой “О Грибоедове и Пушкине” была опубликована работа “Подходы к изучению «Путешествия в Арзрум» А.С.Пушкина”. Никакой новой аргументации при рассмотрении интересующей нас темы в статье не появляется. Эпизод встречи обсуждается уже попутно, как один из примеров художественных конструкций Пушкина. Зато оригинально сформулирована позиция исследовательницы: “Уже не важно: была ли встреча с телом Грибоедова в действительности, или это художественная конструкция, мастерски выполненная Пушкиным. Читатель убежден, что эта встреча состоялась, и исследователь не должен разбивать великие иллюзии”. Красиво сказано. Но если наука не должна разбивать иллюзии, то нужна ли она?